26 декабря, в четверг, Дом Кино Союза кинематографистов России приглашает на очередную встречу духовно-просветительского цикла «Возвращение на Родину» «Покров над Россией. Великим Русским Юродивым посвящается». Впервые, вечер пройдёт в Большом зале Дома Кино. Это произошло независимо от желания автора и ведущей Цикла Лины Мкртчян – так сложились обстоятельства. Но, как известно, обстоятельства – это то, с помощью чего проявляется Промысел Божий. И действительно, этот вечер совершенно особый. В нём примут участие: епископ Митрофан Баданин (потомственный военный, капитан 2 ранга, 26 лет прослуживший на Северном флоте) и сразу 5 известных священников: о. Артемий Владимиров, о. Леонид Сафронов (Вятка), игумен Кирилл Сахаров, о. Владимир Соколов, о. Александр Шумский, а также выдающийся русский писатель и учёный В.Н.Тростников, художник-монументалист и искусствовед А.В.Артемьев, режиссёр, пушкинист Б.М.Конухов, доказавший, что Пушкин встречался с преп. Серафимом, и профессор, гоголевед В.А.Воропаев. Почти все участники являются членами Союза писателей России, многие из них – авторы книг, в том числе о юродивых.
На этом вечере будет показан уникальный фильм и впервые прозвучат самые неожиданные свидетельства, развенчивающие чёрные мифы Русской истории.
Вечер посвящён совсем не разработанной (ни историками, ни филологами, ни культурологами) теме – о роли юродивых в русской культуре и русской истории.
При всей нелюбви запада к России, русская культура для него парадоксально притягательна. Откуда взялось это понятие – таинственная русская душа?
Юродство, как известно, — наивысшая степень святости. Эти великие люди отвергались своего, как правило, гениального ума, своей воли, собственности и добровольно обрекали себя на побои и гонения, голод и нищету. Вся их жизнь, муки, поношения – ради того, чтобы сказать правду, предупредить, защитить, спасти.
Среди них – величайший святой XX века, блаженный Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, единственный юродивый епископ; блаженная Матронушка, многочасовая очередь к мощам которой не иссякает никогда, блаженная Ксения Петербургская и целый сонм прославленных и непрославленных святых. Но юродство как особое видение жизни свойственно не только святым, но и многим нашим великим соотечественникам…
Начало в 18-30, примерное время окончания – 21-30. Дом Кино Союза кинематографистов России, Большой Зал. Ул. Васильевская д.13. Проезд до ст. м. «Белорусская» или «Маяковская» 7 мин. пешком.
Билеты распространяются:
в книжном отд. магазина «Сретенье» при Сретенском монастыре(8-495-623-80-46) Б.Лубянка, д.17, в книжной лавке «Кириллица» (8-495-953-01-68), Черниговский пер., 9/13, метро «Третьяковская», в часовне преп. Сергия Радонежского (8-495-671-03-72), м. «Римская», в «Домике Арины Родионовны» храма Всех Святых, что в Красном селе, 2-й Красносельский пер., д.5, стр.1, м. «Красносельская», в храме Девяти мучеников Кизических (по сб., вс. и большим праздникам).
Стоимость билета при заблаговременном приобретении — 350 руб., при приобретении на месте непосредственно перед вечером — 400 руб.
Дорогие друзья!
Автор и ведущая нигде не получает жалования и находится в крайне бедственном положении! При этом она ни разу не отменила ни одного вечера. Большой зал Дома Кино – это 1,5 тыс. мест! Большая просьба к тем, кто имеет такую возможность, помочь с распространением информации об этом уникальнейшем вечере в интернете, СМИ и т.д., а также оказать волонтёрскую помощь в зале. Кто может помочь транспортом, поддержать Цикл материально, просим писать linavam@inbox.ru или звонить: 8(925)8925868 Елена Владимировна. Спаси вас Господи!
Немного об авторе цикла и о самом цикле «Возвращение на Родину»
Лину Мкртчян, эту необыкновенную во всех отношениях женщину, справедливо называют «человеком-загадкой». Гениальная, космическая, редчайшая, единственная… – какие только эпитеты ни звучали в адрес этой поистине уникальной певицы, одновременно и при-знанной, и непризнанной, всемирно известной, но почти неизвестной на Родине.
Она собирала аншлаги в лучших залах мира. Ей рукоплескали ценители музыки Германии и Италии, Франции и Америки. В 1996 году в США, после благотворительного концерта в «Карнеги-Холле» овации длились 40 минут.
О ней говорили и её почитали великие:
«… В голосе этой певицы я расслышал что-то такое, чего не знал прежде о собственной стране… Её талант — дар Божий, а жизнь — усилие ничем против дара этого не согрешить».
(Писатель Н. Климонтович)
«… Голос Лины Мкртчян отличается редкой красотой, силой, наполненностью. Он точно льётся с небес, одновременно приподымаясь, устремляясь ввысь».
(Академик Д.С. Лихачев)
«Она не похожа на других певиц… я сказала бы, что она являет собой некое чудо…»
(А.И. Цветаева)
«… Страшная мука и наказание обладать талантом такого масштаба».
(Кинорежиссер А. Сокуров)
«…Лина – удивительный, оригинальный, захватывающий своей мощью талант с независимым музыкальным мышлением, обострённым чувством нового, безупречным художественным вкусом». (Композитор С. Губайдулина)
«…Многие слышали имя Лины Мкртчян, сравнительно немногие слышали её голос, но кто слышал его, тот не забудет никогда.…Импровизация, основанная на традиции, есть в музыке то, что православие называет соборностью. Именно к соборности приобщает своих слушателей духовная певица Лина Мкртчян».
(Философ, поэт, переводчик В. Микушевич)
Известный культуролог А.Тер-Геворкян в одной из своих публикаций вспоминал некоего болгарского певца, совершенно ошеломлённого, растерянного после её концерта, который только твердил: «Что вы делаете? Почему её не знают, почему она не гремит по всему миру? Да у неё же три горла, а не одно; она же вся золотая — с ног до головы!»
Но, обладая таким потрясающим даром, она пожертвовала им ради возрождения горячо любимого Отечества. В 2000 году Лина покинула сцену и начала задуманный в октябре 1993 года грандиозный проект – Духовно-просветительский цикл «Возвращение на Родину». А.Тер-Геворкян назвал его «энциклопедией духовного и культурного контекста современной России». Однако, в официальных кругах «Возвращение на Родину» упорно не замечают, об этом уникальном культурном явлении нигде нет ни слова: ни на телевидении, ни в прессе. Но цикл живёт. Собирает потрясающие залы, дышащие одним Духом. Четырнадцатый год, вопреки всем обстоятельствам: без финансирования, без поддержки, без прессы. Что пришлось пережить Лине за эти тринадцать лет! Бесконечные угрозы, запугивания, анонимные звонки по телефону, покушения… И даже страшный недуг не сломил Лину. Её силы уже давно на исходе, но она говорит: «Святейший Патриарх Алексий II не благословил меня бросать Цикл. И я каждый вечер провожу как последний, по темам и датам это можно проследить. Я иду всегда на опережение, иногда даже на целый год». Для чего существует Цикл? «В моём представлении в словосочетание «Возвращение на Родину» входят такие стратегические лейтмотивы, как, через приближение к Небесному Отечеству, возврат Отечества земного, той одной шестой части суши, которая нам завещана Богом. Воссоединение славянского мира…»
Это не клубные вечера и не симпозиумы, но самостоятельная субстанция культуры. За эти 14 лет прошло множество вечеров, посвящённых великим русским святым, Царственным мученикам и другим русским государям, трагическим событиям русской истории, великим русским писателям и поэтам, полководцам и учёным, художникам и мыслителям, и всякий раз в новом контексте, т.е. «Пушкин и Достоевский», «Пушкин и Хомяков», «Пушкин, Кутузов и игумения Мария (Тучкова)», «Гоголь и Иванов» и т.д.
Каждый вечер предваряет киноэпиграф, который часто становится таким же открытием, как и размышления героев, среди которых – выдающиеся умы современности (в том числе представители духовенства), нередко являющиеся специалистами сразу в нескольких сферах. Вот лишь некоторые из них: писатели Распутин, Белов, Куняев, академики Шафаревич, Богатова, профессора Тахо-Годи, Воропаев, Катасонов, политологи Геворкян, Кассин, Рябиченко, генералы Ивашов, Солуянов, а также такие удивительные люди, как мама мученически убиенного воина Евгения Родионова Любовь Васильевна Родионова, дочь маршала Жукова Мария Георгиевна Жукова, писатель-воин Виктор Николаев, ставший свидетелем многих чудес на войне, и многие, многие другие.
Присоединяйтесь к группе цикла «Возвращение на Родину» ВКонтакте.
Писатель Виктор Тростников о юродстве
Сразу оговорюсь: речь идет не о юродствующих и не о притворяющихся юродивыми, а о настоящих юродивых.
Настоящее юродство – высшая форма святости. Другие категории святых – святители, мученики, преподобные, благоверные князья – в результате длительного самоусовершенствования подготавливают себя к жизни в Царстве Небесном; юродивые – уже живут в нем, не дожидаясь смерти своего тела. Они только кажутся жителями земли, на самом деле они небожители. И приходят к этому состоянию не постепенно, не путем борьбы со своими страстями, путем подвигов и молитв, а сразу. Как это происходит? Читая их жития, можно составить об этом некое представление.
Какое-то роковое событие неожиданно потрясает душу юродивого, все в ней переворачивает и обесценивает в его глазах все то, что люди считают для себя важным. Вся общепринятая система ценностей мгновенно рушится под ударом судьбы (таким ударом для Ксении Петербургской была смерть любимого мужа). Это случается с тысячами людей. Но только один из десятков, а может быть сотен тысяч таких пострадавших, не впадает в уныние и в суицидальное настроение, а находит новую, совершенно другую, систему ценностей, с которой он уже не сможет никогда расстаться, ибо она делает его счастливым.
Делает ли юродивый собственное волевое усилие, чтобы принять эту необычную для нас шкалу ценностей, или она дается ему даром? Нет, не даром – ему предоставляется сделать свободный выбор, и сделать его правильным способен только человек огромной силы воли и огромной решительности.
Когда-то богатый юноша, выполнявший все заповеди Моисея, захотел большего и спросил Иисуса, что ему надлежит для этого сделать. «…продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», – ответил Иисус. У юноши не хватило решимости откликнуться на этот призыв. Юродивые – это те, кто откликнулись – презрели все земное и стали жить по законам не мира сего, а Царствия Божиего, которое не от мира сего, и обрели великое сокровище. Что же оно собой представляет?
Когда богатый юноша сказал, что хочет большего, чем исполнения десяти заповедей, «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10:21). Если бы юноша пошел за Ним, он влился бы «в любовь, широкую, как море, что не вместят земные берега» (А.К. Толстой). Но у него не хватило духу расстаться с земными благами. У юродивых хватает. И они погружаются в океан Христовой любви, на фоне которой жизненные удобства и мирские ценности оказываются столь несущественными, что вообще не заслуживают внимания.